Новая "духовка". - К.Собчак как реинкарнация А.Собчака. - А.Терехов, И.Сталин и ...
Ныне, добавляет девушка по имени Ксения Собчак, продвинутые юноши и девушки, посещают галереи (и я даже знаю, какие:В том "Огоньке", что сейчас в продаже, - мой сокращенный примерно вдвое текст про то, как Ксения Собчак пропагандирует потребление духовности, "духовки", на манер закупки встроенной кухонной техники. Это вообще тенденция, просто Собчак - знамя и стяг. Опубликованный текст вот:
kommersant.ru/doc.aspx
Однако при сокращении вылетело то, что касается реинкарнации Анатолия Собчака в теле дочери - а также (что куда важнее) то, что касается Саши Терехова и его "Каменного моста" каквнесталинистского романа про сталинскую пору (там Терехов озабочен не сведением счетов со Сталиным, а сведением счетов с биологической смертью). Для желающих - вот полный текст.
НОВАЯ ДУХОВКА ДЛЯ КУХНИ КСЕНИИ СОБЧАК
Вот уже несколько лет девушка по имени Ксения Собчак повторяет публично одну и ту же вещь: гламур, с его стразами-вечеринками-клуб>ами-тусовками, выходит из моды. Немодно больше клубиться и прожигать жизнь; публика с танцпола повзрослела и поумнела: в моде теперь духовность. (Тут Ксения Собчак морщится, потому что ей, как и многим, противно, что слова у нас, до важного самого, в привычку входят и линяют, как платья, купленные на мелкооптовом рынке) - то есть, поправляется она с (само)иронией, в моде «духовка».
Ныне, добавляет девушка по имени Ксения Собчак, продвинутые юноши и девушки, посещают галереи (и я даже знаю, какие: Айдан Салаховой и Даши Жуковой! -Д.Г.), театры (опять же знаю: ходят на Гришковца и Серебренникова, модно! - Д.Г.), музейные выставки, кинотеатры. Эти люди поняли, что бездуховная жизнь ведет в пучину несчастья, и решительно приобщаются к разогретым в духовке продуктам.
Я знаю девушку Ксению Собчак не первый год и готов засвидетельствовать: если в чем ее и можно обвинить, но только не во лжи. И если она предстает на широкой публике эдаким журналом «Афиша» во плоти - значит, абсолютно точно чувствует, что именно в этом направлении дует ветер времени, wind of changes. Ведь главная чуть ли не физиологическая особенность Ксении Собчак - это длинный нос, которым она способна различить малейшие перемены направлений ветра и малейшие запахи, им несомые («У меня в этом смысле нос как у Буратино», - сказала она как-то раз с заметной гордостью).
Боюсь навлечь гнев, но Ксении Собчак не просто родная дочь, а реинкарнация Анатолия Собчака, когда бы тот молодым воскрес в эпоху, когда от политики за версту разит известно чем, а потребность чувствовать ветер времени остается. Вел бы он сейчас, как пить дать, развлекательное шоу на телеке -«Фабрику академиков» или «Академию фабрикантов». Сходство между отцом и дочерью тем более заметно, что их противники и терпеть их не могут за общую фамильную черту: обоим свойственно брезгливое, высокомерное отношение к невеликому человечку и фокусирование на мире звезд, Ксенией Собчак расширенное еще и до мира богатых. И как Анатолий Собчак расцветал, встречаясь с Генри Киссинджером и устраивая свадьбу Пугачевой с Киркоровым (ремонт мостовых его возбуждал меньше), - так же и Ксения искренне заявляет, что никогда не сможет связать судьбу с мужчиной, зарабатывающим меньше 25000 долларов в месяц (ну, или 20000 евро в неделю. Каюсь, точную цифру забыл. Но деталь не из тех, чтобы в ней спрятался хотя бы хвост дьявола).
Думаю, что именно этого «профессорского высокомерия» Собчаку не простил маленький петербургский народец на губернаторских выборах 1996-го, и именно этого врожденного высокомерия («не снисходит до нас, а сама кто такая?!») не прощают Ксении ее нанавистники (по преимуществу тетеньки в кофточках) сегодня, - но это так, к слову, просто давно искал повод, чтобы это соображение изложить.
Впрочем, пишу все это по куда более важной причине.
Боюсь, что идея, суть которой в том, что духовность есть такой же товар на рынке, как прочие (надо просто знать способы проверки ее качества, отличать духовность первого сорта от духовности с душком, иметь некоторое количество денег и заходить в правильные бутики по продаже духовки, где проконсультируют и выдадут гарантийный чек, - эта прелестная идея имеет все шансы мало-помалу овладеть массами. Как ими в России мало-помалу овладели и прочие идеи из того же ряда: ну, например, что смысл жизни в том, что сперва нужно как можно больше заработать, а затем счастье само снизойдет.
Идея о возможности покупки духовности - по своему анамнезу гламурная, глянцевая, телевизионно-журнальная. Я в этом котле сам когда-то успел повариться. Она сродни идеи современного воцерквления - попостился, покаялся, покрестился, причастился, в слезах испытал религиозный подъем, поставил свечку: ура, душа спасена, и даже недорого обошлось.
Все эта глянцевая перевернутая пирамида, поверьте мне, строится на единственном умолчании, всеми участниками заговора поддерживаемом допущении: что смерти нет. То есть что достаточно читать правильные книжки, смотреть правильное кино, есть правильную еду, ходить в правильный спортзал, носить правильную одежду, соблюдать правильные правила, в случае болезни обращаться к правильному врачу, - и все, ты вечномолод и вечносчастлив, как картинка в глянцевом журнале. Смерть - это если и случается, то не с тобой и красиво, типа как у фотографа Хельмута Ньютона, разбившегося в Лос-Анджелесе на дорогом автомобиле, по непонятной причине врезавшемся в стену на полном ходу.
Неприятная правда, однако, состоит в том, что духовность имеет самое непосредственное отношение к твоей личной, персональной, биологической смерти, которая непременно (и, скорее всего, гадостно, с болью, сиделками, утками, лживыми врачами) наступит.
Потому что духовность, или жизнь духа - это возможность продлить жизнь после смерти. Духовность вообще начинается тогда, когда дается честный ответ на вопрос, что из твоего сумеет выжить, когда тело начнет стремительно растворяться в пространстве. Причем честный ответ на вопрос состоит в том, что загробной жизни в фольклорном, декоративно-орнаментально>м стиле - среди ангелов, гурий, чертей, или же в новом теле посредством реинкарнации - не существует, и даже консервативные православные патриархи сегодня больше говорят об «аде в душе», «рае в душе», отводя картинам материальных ада и рая место на стенке в музее.
Получив шанс приобщиться духовности - то есть первый раз ужаснувшись всерьез смерти тела - ищущий продления жизни человек либо бежит от ужаса разверзшейся пропасти прочь (и тогда мир глянца, гламура - замечателен и спасителен, как опийная настойка для страдающего саркомой). Либо сознает, что марксистская формула о жизни как способе существования белковых тел наивна; что жизнь - это обработка и переработка информации, ergo, единственный шанс добиться продления жизни, - это создать нечто такое, что останется после тебя.
Существование белковых тел ограничивается в России средним сроком где-то в 68 лет; максимальный срок жизни духовного продукта, созданного этими телами, на сегодняшний день не известен. Пушкин жив, кто бы сомневался, и безымянный автор «Задонщина» жив (после физической смерти имя, которое надевает на себя жизнь, совершенно неважно), и сотни, тысячи миллионы покойников по всему миру прекраснейше живут в своей духовной ипостаси. Так что, спрашивается, жизнью считать?
То есть «духовка» - это целенаправленная работа по продлению жизни, а вовсе не целенаправленная работа по поглощению того, что рекомендовано журналом «Афиша» (или Ксенией Собчак): вот что я хочу сказать.
Хотя, с моей точки зрения, «Афиша» - замечательный журнал (а Ксения Собчак - весьма интересная, хотя весьма непростая в общении барышня). И многое из того, что рекомендуют потреблять эти два знаковых явления времени (в смысле выставок, книг, спектаклей, ресторанов, клубов и кинофильмов) действительно способствует поддержанию духовной жизни - примерно как массаж способствует поддержанию физической формы. Нужно только понимать, что за чем идет и что из чего следует: механическое потребление сродни морковки перед осликом на водокачке, - животное ходит по кругу; и никаким массажем не добиться появления жизни в куске глины (рабби Лёв когда-то попробовал, но получился Голем).
То есть, например, я знаю немало писателей, занимающихся массажем публики, то есть написавших романы для того, чтобы срубить бабла, попасть в струю и вообще отметиться пахотой на литературной ниве; написанию таких романов (корпоратив, гламур, секс и заговор) можно примерно в тот же срок, что учат массажу на соответствующих курсах; даже лицензия не нужна. И все замечательно, но лично у меня каждый раз возникает ощущение убитого времени и мерзостный, причем физический, привкус во рту, как глотанул прокисшего кефира; полощу рот - не помогает.
Но вместе с тем, скажем, мало кому известный писатель Александр Терехов, испытав 10 лет назад всепожирающий ужас смерти (мужчины нередко в полном объеме ощущают этот ужас в возрасте примерно 35 лет, - именно он, а не начинающая убавлять обороты мочеполовая функция, приводит к кризису среднего возраста, ), - так вот, Терехов бросил все, плюнул на проносящие деньги халтуру, и отшельником в течение 10 лет занимался тем, что писал роман, в результате получивший название «Каменный мост» и неподъемный объем в 850 страниц. На последнее, впрочем, писателю Терехову было наплевать, поскольку он имел дело с другим критиком, нежели литературный.
По моему разумению, так получился лучший роман, написанный в России за последние годы. Он производит феноменальное впечатление, поскольку там герой, движимый страхом смерти, проводит реконструкцию совсем молодых жизней, оборвавшихся в 1943 году (сын наркома застрелил дочь посла), и, задыхаясь, пытается понять, почему в те времена люди часто не знали смерти (да потому, что были наконечниками на стрелах, посылаемой Империей в вечность), и, в итоге, воскрешает вообще всю Империю, от Сталина до школьника. Это - первый роман о сталинском времени, в котором нет ни бодания с императором, ни преклонения перед ним, но есть тяжкий труд прозектора, археолога, сыщика; там время засасывает тебя в свою воронку так, что не за что ухватиться - и это при том, что никакого закрученного сюжета нет, все с самого начала известно: неврастенический балованный мальчик застрелил, играя в любовь, равнодушную к нему девочку, и застрелился, не ведая, что творит, сам.
Духовка не в описании любви, духовка в воскресении жизней и эпохи, духовка вообще может быть только в области создания, а не в области потребления; духовка, это когда - «ооооосподи, да что же останется от меня, когда я уже ни на что не смогу повлиять?!»
И в этом смысле в бабушкиных рецептах пирожков с повидлом духовности куда больше, чем в некоторых телепрограммах, которые по неведомым мне причинам - оооооосподи, да неужели ж только ради денег?! - ведет вполне неглупая девушка по имени Ксения Собчак.
А так же :
Приближается Шоу-мультитурнир «Золотой Тигр-III» 2009